Здравствуйте, дорогие читатели! Все родители мечтают, чтобы их дети выросли самыми умными. И первым, что приходит в голову — ребенок должен уметь читать. Все правильно и проблем с этим никаких нет, если только родители не начнут углубляться в новые методики, которые в после перестроечные годы плодятся как на дрожжах. Что же нужно, чтобы малыш научился читать и не приобрел впоследствии массу проблем в школе?
Оглавление
- Различные методики
- Громкие имена не лучший вариант
- Теперь по вопросу: что учить с крохой буквы или звуки?
- Когда же учить буквы?
- Когда учимся складывать слоги?
- Сколько заниматься чтением в день?
- Учить ли читать самому или доверить это профессионалам?
- С чего начать обучение?
- Игра с кубиками
- Поддерживаем интерес всеми способами
Для родителей обучение чтению собственного карапуза сложностей не составит, если сейчас мы с вами ответим на несколько вопросов.
Как правильно учить ребенка читать
- Каким способом учить читать?
- Что сначала учить буквы или звуки?
- Когда можно начинать учить малыша буквам?
- Когда учить складывать слоги?
- Сколько заниматься в день чтением?
- Где лучше учить: дома, на курсах или подождать до школы?
Различные методики
Методик сейчас действительно много, но стали ли дети быстрее учиться читать или лучше учиться в школе? Нет не стали. Более того некоторые методики приводят к тому, что читать -то ребенок читает, а по русскому языку с первого класса оценки оставляют желать лучшего. А все дело в том, что если дошкольника учить, по карточкам целыми словами или слогами, то деление на звуки он просто не понимает. Не знает он, откуда берутся звуки.
Детская память очень емкая и быстрая. Слова на карточках он запомнит. А если такого слова в карточках не было? И все. Тупик. Не прочтет. Опять учить целые слова? А учитель спрашивает в первом классе фонетику. Сколько гласных, сколько согласных? Сколько букв и сколько звуков? И опять придется переучиваться.
Чуть лучше обстоит дело со слогами. Но проблемы для первоклассника остаются теми же. Так стоит ли опять изобретать велосипед и экспериментировать на собственном отпрыске, уча его по карточкам? В случае с обучением чтению нет ни одной методики лучше старой классической школы.
Громкие имена не лучший вариант
Как сейчас любят громкие имена педагогов включать в современные методики. Как часто можно слышать про обучение детей по методике Монтессори. Ну тут можно сказать только, что либо подобные разработчики курсов просто лукавят, либо прикрываются громким именем. Все дело в том, что Монтессори занималась с детьми с отставанием в развитии.
Для того, чтобы дети лучше усваивали, поскольку эти дети почти лишены воображения, она использовала тактильную чувствительность. То есть дети трогали, щупали и таким образом осваивали мир. Наши дети и так в любом случае проходят этот этап, только он быстро заканчивается и дальше идет как развитие мелкой моторики, так и развитие воображения.
Любой детский сад или курсы развития использует игровую форму и частично этот метод, но к 5-7 годам он перестает быть ведущим. Даже дома малыш не сможет построить домик из конструктора, не взяв в руки кубики. Только ему уже не нужно их ощупывать, кусать и т. п., чтобы представить себе будущую постройку.
Вот почему я говорю про лукавство. Не могут педагоги и профессиональные воспитатели не понимать, что это не методика, а использование ее отдельных элементов. А если действительно работают четко по методике-то кого они учат? Для умственно отсталых детей это подойдет. А для остальных? Нормальных детей это только затормозит.
Теперь по вопросу: что учить с крохой буквы или звуки?
Обычно этим вопросом родители не задаются и начинают сначала учить алфавит. И вот здесь то и подстерегают проблемы. В алфавите буква «бэ», «вэ», «ка», «эл». Как сложить их в будущем в слоги? Как соединить с гласными? Ну и пытается ребенок соединить, как учили: «Ка-и», вместо «ки», «бэ-а» вместо «ба». Понимаете? Вот это и есть «читать по буквам».
Если же подождать с алфавитом и показав на букву сказать, что эта буква обозначает звук «б», «в», «к», то соединить их с гласной не представит дошкольнику труда, переучиваться не придется. А когда научится складывать звуки в слоги, слоги в слова, читать понемногу начнет, то алфавит он выучит за несколько дней.
Когда же учить буквы?
Мы же договорились — учим сначала звуки, а вот показываем малышу действительно буквы. Особых правил здесь нет, и хоть советы даются разные, я советую отталкиваться от интереса самого ребенка. Стоит только помнить, что к семи годам интерес к обучению чтению начинает угасать, значит, к этому времени он должен уже научиться чтению.
С другой стороны, существует распространенное убеждение, что в два года малыш не способен запоминать буквы — они для него, как непонятные иероглифы. Из собственного опыта могу сказать, что это полная чушь. Знаю несколько детей, которые узнавать буквы начали как раз после двухлетнего возраста.
Когда учимся складывать слоги?
У меня сыну в два с половиной года подарили огромный красочный букварь. В этом возрасте он упрямо обходился несколькими десятками слов. В результате к трем годам он знал уже все звуки (буквы) и заговорил полноценными фразами.
Дальше, правда, я его немного придержала, и полноценно не учила до пяти лет, только складывали слоги и простейшие слова. Делала я это сознательно, чтобы не перегружать глаза. Были небольшие проблемы, которые затем сошли на нет.
В 5 лет начали уже прочитывать различные слова и небольшие предложения. С шести лет он уже сам прилично читал, а при поступлении в школу в семь лет читал уже на уровне скорости третьеклассника. Так же читала в классе у нас только одна девочка. Вот и учились они лучше других, так как пока другие только прочтут задание, они уже делают. Умение к школе читать снимает для первоклассника массу проблем.
Сколько заниматься чтением в день?
Здесь форсировать не нужно, чтобы малыш не уставал и потерял интерес. В 5-6 лет заниматься нужно не более 15 минут подряди лучше в игровой форме. Главное выработать тренировкой навык, но не отбить желание. Знакомить с буквами, складывать из звуков слоги, затем слова можно и нужно между делом. На улице можно почитать вывески магазинов. На кухне пока мама готовит можно на холодильнике выкладывать магнитные буквы.
И вам не отвлекаться, и малышня рядом и занят с пользой для дела. Когда он только учится темп чтения настолько медленный, что мешает воспринимать смысл. Поэтому читать много самому ребенку не интересно. Когда он уже начнет прочитывать слова нужно давать не более 2-3 предложений, но сначала и это много.
Я покупала детские журналы, где были интересные рассказики на несколько абзацев. Договаривались так: ты начинаешь, а я читаю остальное. С развитием навыка чтения и возрастающей скоростью величина прочитанного самим малышом текста увеличивается.
Учить ли читать самому или доверить это профессионалам?
Однозначно до школы ждать не стоит. Современная школа не занимается обучением чтению. Это осталось, как короткий ознакомительный период и если школьник не читает, все равно этим придется заниматься его родителям. В первом же классе ему и другие уроки задают в немалом количестве. Если еще и плохо читает — будет сидеть до ночи, да и родителям достанется.
Значит, остаются курсы подготовки к школе и домашнее обучение. Курсы вещь хорошая в качестве ознакомления с урочной системой и общением с ребятами. Если преподаватели действительно профессионалы, то с ними можно посоветоваться, проконсультироваться. Но бывают на курсах и случайные люди. Тут нужно выбирать и искать. Читать же все равно придется дома.
К тому же дети разные. Одному интересно одно, другому — другое. Один запоем читает про динозавров, другому подавай про роботов. Лучше вас никто не знает вашего ребенка. Используйте его интересы, настроение. Если вовремя начать, когда ребятенок спрашивает, что это за буква, то времени до школы у вас несколько лет.
Заинтересовался в 3 года, отвечайте. Поддерживайте интерес. Проснулся интерес в четыре — не откладывайте. И уж точно можно не откладывать, когда исполнилось пять. Не пугайтесь. Обучение чтению занимает на ранних этапах всего несколько минут в день. Для этого не нужно садиться за стол, откладывать все свои дела. Учите между делом. Принес ребенок книжку. Пусть прочтет незнакомое название, когда умеет слово прочесть.
Готовите обед, он из магнитной азбуки на холодильнике слова выкладывает. Вы просите одно слово выложить, потом другое. Не превращайте учение чтению в скучную обязаловку от которой тошно и вам и карапузу.
С чего начать обучение?
Конечно со звуков, которые можно пропевать, тянуть — гласных. Сначала простые гласные, состоящие из одного звука «а», «о», «ы», «и», «у», «э». Потом те, которые состоят из двух звуков «е»-«йэ», «Йо», «ю»-«йу», «я»-«йа»
Будет просто здорово, если буквы гласные и согласные будут отличаться по цвету. Например, гласные-красные, согласные — синие. Но если не найдете — не беда. Почему-то магнитные азбуки делают хоть и яркие, но все вперемешку.
Нет необходимости учить в каком-то определенном порядке. Показали несколько гласных, сложите их с согласными. Выложите имя сына или дочки, желательно его простой вариант (Таня, Гоша и т.п).
Объясните ему, что есть буквы, которые произносятся коротко, а есть те, которые можно пропеть и они соединяют между собой короткие. ( Речь идет о согласных «б», «т» и гласных «а-а», «о-о»).
Игра с кубиками
Понравилось так играть, складывать в слоги — займитесь согласными. Поиграйте с кубиками. Очень хорошо, если начальная буква будет ассоциироваться у малыша с конкретным предметом. Купите азбуку, там порядок складывания букв в слоги идет от простого к сложному.
Сначала проще складывать слоги, где сначала стоит согласная, потом гласная «ма», «мо», «му». Когда ребенок поймет принцип складывания из звуков-букв в слоги можно переходить к слогам с шипящими «ши», «жи», а потом можно познакомить со слогами, где сначала стоит гласная, а согласная — в конце «ав», «ам», «он».
Постепенно начинайте соединять два одинаковых или похожих слога: «ма-ма», «ра-ма». Учите делать паузы между словами, не торопиться. Часто в детских садах учат пропевать гласные всегда, и дети начинают тянуть их и не делают пауз между словами. Дома вы вполне можете избежать этой ошибки.
Поддерживаем интерес всеми способами
А дальше, когда научились прочитывать слова по слогам, ваша задача поддерживать интерес к чтению. Покупать интересные именно ему книги, детские журналы. Вот и все. Как видите ничего сложного, в этом нет. Кстати, мои знакомые на выпускной из детского сада, дарили своим детишкам книги о них самих. Уж про себя любой человек прочтет с удовольствием. Книги действительно великолепны. Кстати, пройдя по этой ссылке, вам не придется платить полную стоимость — книга достанется вам со скидкой в 50%. А содержание их великолепно.
Несколько вариантов оформления для мальчишек и девчонок с их фотографиями понравились самим родителям, а не только детям. Даже то, что дороговато не остановило. Да и подарок полезный на многие годы останется памятью.
То, что читают дети формирует их речь и мировоззрение. Ребята, которые научились хорошо читать до школы, избавлены от многих проблем своих не читающих сверстников. И учеба им легче дается, и информация усваивается лучше. А начинается все с нескольких букв и чтения с мамой.
А ваши дети любят читать? Поделитесь в комментариях, в каком возрасте и как вы их учили. Если статья оказалась полезной, поделитесь ею в соцсетях.
На сегодня это все, до новых встреч на страницах блога Маривлада.
Автор:
Спасибо за хорошую и полезную информацию. Нам пока рано, но позже воспользуемся вашими рекомендациями.
Автор:
Пожалуйста Ольга. Сама так сына учила.
Автор:
Я своих учила чтению сразу словами. Но для этого приходилось делать много дидактических карточек, а слоги мы пели на мотивы детских песенок.
Автор:
Раньше я не знала, да и не интересовалась никакими методиками. Сама дошла, что надо объяснять ребенку складывать в слога звуки, а не буквы. И он довольно быстро научился читать, а алфавит уже знал до этого все равно.
Автор:
Учила сына читать целыми словами по методике Домана, с материалами Маниченко. Это удобно, так как не нужно распечатывать гору карточек. В чтение ребенок вышел около 1,5 лет. Здесь идет понимание как складывается слово из букв, хотя сами буквы никто с малышом не учит. В итоге дитя может прочитать не только те слова, которые показали на карточках, но и любые самые сложные, смысл которых непонятен в детском возрасте (подобный эксперимент можно провести ради интереса). В чем плюсы: не запинается при чтении, слово запоминается целиком и при написании отсутствуют ошибки, узнав алфавит любого иностранного языка — ребенок выходит в чтение целыми словами автоматически. Минусы: большая работа для мамы, начала обучение должно приходиться на первые месяцы жизни.
Автор:
Раньше детей в школе учили, а теперь только требуют, чтобы ребенок шел в школу, и уже умел читать и писать. У нас сейчас дочь ходит в 5 класс, и задают по математике такие задания, что не каждый взрослый сможет решить. Хорошо, что у меня с математикой все нормально, не упал в глазах ребенка. Хотя мы росток не проходили.
Автор:
Анатолий, наверно сейчас везде так. У меня за 9 лет учебы сына в школе создалось твердое убеждение, что в школе сейчас не дают знания, а проверяют их. Образование детей сейчас зависит полностью от возможности родителей обучить их.
Автор:
Недавно на эту тему попался грустный анекдот: «Сейчас в школе не объясняют предмет, а проверяют, что ребенок сам выучил дома и/или с репетиторами». Для меня это очень дико, потому что, когда я училась в школе, я даже слова «репетитор» не знала. Впервые его услышала, уже когда стала сама работать в школе, и ко мне обратились с просьбой побыть репетитором.
А подруга нанимала сыну, учащемуся в нулевом классе, репетитора, чтобы поступить в первый класс. Я вообще в шоке от такого.
Автор:
Знаете Наталья, я сама готовила сына к школе, поэтому с этим проблем не возникло. Мне было дико другое- почти все предметы мне приходилось преподавать ему самой. И это при том, что схватывал он на лету. На уроке они только читали учебник или рассказывали презентации, которые были заданы на дом. Доходило до того, что нескольким одноклассникам сына репетиторов нанимали почти по всем предметам. И это школа еще на хорошем счету в районе.
Автор:
Сейчас требования в первом классе школы таковы,что нужно как минимум уметь читать,но наших деток не всегда можно этому научить самостоятельно.Очень понравились Ваши советы,ведь можно в игровой форме завлечь ребенка ведь так можно совместить приятное с полезным! Спасибо за советы!!!
Автор:
Светлана, пожалуйста! Все не так сложно, как кажется. Постаралась рассказать максимально подробно.
Автор:
Вот и у нас также в школе... У меня трое учащихся. Учиться далее детям все сложнее становится. Все основное время дня уделяют школе (с 8 до 15-16 часов). Учителя говорят — нужно заниматься дома... Так как в школе они плохо отвечают и ничего из урока практически неосваивают...
А на дом то сколь задают... это вообще кашмар. У меня больной ребенок — 5 кл, принимает такие сильные тяжелые препараты для головного мозга и конечно же ему тяжело все освоить. Я каждый день с ним сидим до полуночи разбираем. А для учителей он такой же ученик как и все — спрос такой же...Вот и говорят учителя — что большая ответственность за школьные знания ребенка ложится на родителей. Что тут сказать... просто жалко детей — на отдых совсем не остается времени, а знаний совсем мало получают. Когда мы учились — успевали даже после того как домашнюю работу сделаем — и побегать на улице, отдохнуть. А сейчас смотрю, пока они сделают домашку уже ночь, а там спать и снова утро и в школу...
Автор:
Терпенья вам Нина и стойкости! Трое в школе! У меня один учился и то я до сих пор в шоке. Даже вполне здоровым детям нереально сделать все, что задают. У нас физичка умудрялась 60 задач задать на дом на завтра. А ведь еще другие 6-7 уроков нужно сделать. Дети стали просто «забивать» на домашнее задание. А может вам оформить домашнее обучение, сейчас это стало возможно. Я во втором классе так и делала, когда были проблемы со здоровьем. В школу приходил только контрольные писать. А с 7 класса у нас числился мальчик, который уехал в Черногорию, учился по такой системе. Приезжал и все сдавал в каникулы. Знаю, что в 9 они вернулись, но учился он по-прежнему дома. Может так будет легче и проще, все равно сами с ним занимаетесь.
Автор:
Мария спасибо Вам большое за статью. Моему младшему скоро будет 4 годика в январе... Буквы пока неначинали учить. Зато цифры уже хорошо усвоил) В принципе замечаю, если специально учить (буквам, цифрам) — совсем усидчивости нет. Сразу надо бегать... А вот когда заблокирую телефон цифрами. А ребенку надо его срочно взять и в игры поиграть... тут они моментально запоминают и глазами и слухом — смотрят какие цифры при входе набираю или на слух (несмотря на клавиатуру) — ребенок сам на память набирает тоже самое)) Вот и вся заинтересованность)
Автор:
Молодец! Ну и буквы также — между делом. Тогда быстро и необременительно.
Автор:
Да Таисия. Я помню. в 10 классе у нас было 6 уроков, мы приходили 14.30 домой, обедали, делали до 16 уроки и шли гулять. У нас было время на кружки и секции. Наверно поэтому мы так много умееем. А сына я по заявлению снимала с дополнительных занятий по физике после 8 урока, чтобы он мог не бросать спортивную секцию. Сколько же мне выговаривали, что сын будет не готов к экзамену и я буду виновата в этом. В результате экзамены сданы на 4 и 5, а учителя завели разговор, что это чистая случайность.
Автор:
Мы буквы выучили в 2 года, причем сам ребенок хотел это, играючи и выучил. А вот читать не намерен, нам уже 4, я и не заставляю, так изредка предлагаю поучиться, пока не получается. Ваша статья кстати, научились пока что складывать гласные друг с другом.
Автор:
Уже хорошо, это первый шаг. Все постепенно. Когда научиться складывать слоги, читайте короткие слова, которые попадаются в течение дня. Так и чтение придет.
Автор:
Моя подруга работает воспитателем в детском садике, именно она и посоветовала мне учить не буквы, а звуки. Сыну три года изредка достаем магнитный алфавит, учим и играем с ним, но особого рвения к обучению у него пока нет. Думаю, еще рано или уже стоит паниковать)))?
Автор:
Нет Настя, паниковать никогда не стоит, а в вашем случае и вовсе рано. Но я бы не убирала магнитную азбуку, а наоборот сделала бы ее в зоне доступа. А если ее использовать, когда мама занята и не может занимать ребенка, то интерес может возрасти. У меня холодильник стоит на кухне и магнитные буквы располагались на нем. Конечно сын крутится рядом, а мне только и есть возможность сказать: найди и положи в верхний ряд букву «а», за ней «о» и т.д. Внизу положи ... Теперь сложи вместе «м» и «а». Получилось «ма». Ну и все в том же духе. Буквы яркие, ребенку просто приятно производить с ними какие-то действия. А задания можно придумывать самые разные: на закрепление цвета ( обычно такие буквы делают в двух цветах), на пространственное ориентирование (слева, справа, вверху, внизу), счет ( много и один). Ну это все постепенно, не сразу в три года . Главное, что вы вместе с ребенком и все же руки у вас свободны. Ребенок рядом при деле и не мешает. А в три года и само занятие то всего 2-3 минуты. Сделал, похвалили, порадовались вместе с ним. Старайтесь все делать сейчас между делом, не устраивать занятия специально. Тогда и вам легче и ребенку никакого принуждения. А до школы время у вас еще много. Все успеете!