Здравствуйте, мои дорогие читатели! Почему-то долгое время было принято думать, что начинать детей учить читать нужно около семи лет. Объясняли это тем, что он уже многое понимает, у него формируется произвольное внимание и сохраняется активное восприятие уже около 10 минут. Все это так, только в 7 лет дети поступают в школу, а программа сейчас не предусматривает постепенное обучение чтению с нуля.
Оглавление
- Разные мнения
- Польза или вред раннего обучения
- Различные методики обучения чтению
- С использованием Азбуки
- С использованием букваря
- Изучение целых слов или слогов
- Книжки–помощницы
- Игра заинтересует всех
Чтобы первоклассник чувствовал себя комфортно среди одноклассников, он уже должен читать и желательно делать это хорошо. Для этого нужно начинать учебу не за один год, чтобы «не было мучительно трудно».
Разные мнения
В каком возрасте учить ребенка читать, когда следует начинать процесс обучения? Этот вопрос задают большинство родителей, и каждый имеет свою определенную точку зрения. Одни родители считают, что начинать обучать чтению нужно очень рано, чуть ли не с пеленок. Другие рекомендуют начинать учить тогда, когда малыш сам этим заинтересуется. Третьи уверены, что обучать чтению в домашних условиях не стоит.
Пусть этим процессом занимается учитель, так как это входит в его непосредственные обязанности. И незачем тратить драгоценное время попусту, все равно потом придется переучивать. Нет, не придется, если знать, как правильно учить и с чего начать. А учитель очень быстро объяснит, что тридцать человек он не может учить полноценно без помощи родителей и именно им придется заниматься со своим сыном или дочкой чтением дома.
Не нужно учить чтению с пеленок, как делают некоторые излишне ретивые родители, но и затягивать до самой школы не стоит. В четырехлетнем возрасте научиться малышу читать намного легче, ведь в этот период созревает часть мозга, которая отвечает за формирование речи, слуховое и зрительное восприятие. В 5 лет дети могут заниматься уже достаточное время. К 7 годам возникают некоторые сложности, так как в этом возрасте заинтересованность к чтению проходит.
Польза или вред раннего обучения
Способность читать в раннем возрасте пойдет только на пользу. Если он пришел в школу, уже обладая навыком чтения, то только будет более любознательным, что поспособствует быстрому усваиванию нового материала. Однако работать над этим надо систематически и постепенно.
Не гоните малыша поспешно вперед, и тогда все получится. Он полюбит литературу на всю свою жизнь. Конечно, только родителям решать, когда следует начинать учить чтению. Главное, следует усвоить и понять, что будущее ученика, а именно его достижения в школе, будут зависеть от его любви к чтению, а значит и скорости.
Дело в том, что, когда дети только осваивают чтение по слогам и складывают слоги в слова медленно, они плохо понимают, что именно читают и очень устают. Чтобы развить интерес и любовь к чтению, нужно:
- Тренировать навык технического чтения.
- Много читать самим родителям, пока ребенок плохо читает сам, чтобы развивать чувство родной речи и воображение.
Как же точно определить момент, во сколько лет начинать, когда дошкольник готов к обучению чтению?
Чаще всего даются рекомендации подождать, когда ребенок:
- Уже умеет свободно разговаривать предложениями и плохо учить пока он плохо разговаривает. Существует мнение, что это может нарушить речевые навыки. Но ведь никто не говорит, что чтение начинается сразу с целого текста.
Если карапуз в два года заинтересовался буквами, разглядывает их, спрашивает «что это?» неверно не отвечать и тем самым на корню убивать заинтересованность. У моего сына знакомство с буквами началось именно после двух лет и именно знакомство с букварем поспособствовало развитию речи. - Считается, что у дошкольника не должно быть серьезных логопедических проблем. Однако в два года речевой аппарат по определению не может быть сформирован. Если же вы будете с ним пытаться повторять звуки правильно раз за разом, то и логопед может не понадобиться. Форсировать не нужно, критиковать, а тем более ругать за неверное произношение. Просто поправлять. Дети учатся, копируя, в том числе и речевые навыки.
- Часто говорят, что для того, чтобы учиться читать нужно обладать пространственными навыками: знать, где лево, где право, где верх и где низ. Да просто показывая, как складываются слоги, слова вы сами четко покажите без всяких названий, «как нужно делать правильно».
- Настаивают, что малыш должен определять звуки в слове и отделять один звук от другого. Так и учат сначала не буквы, а именно звуки. Не «бэ», а «б», чтобы потом малышу легко было сложить их в слоги, а затем и в слова. Не «бэ-а», а «ба» и т.п. Пока вы будете показывать буквы и называть малышу звуки он и учится их различать. И происходит это не за две недели, а в течение нескольких месяцев или года. Торопиться то пока некуда.
- Здесь главное руководствоваться интересом ребенка, его любопытство поддерживать всеми возможными способами. Жестких рамок для обучения чтению не существует.
Чем больше малышу читают родные, чем интереснее книги выбираются, тем большую заинтересованность проявляет малыш. Если родители не читают сами, то и младшего члена семьи процесс не заинтересует.
Существуют различные методики обучения чтению
Их можно разделить на несколько групп:
С использованием Азбуки
Это метод, когда каждой букве соответствует определенная картинка. Карапуз легко запомнит, что «А» — это «Арбуз», а «М» — это «Молоко». Но для обучения чтению этот метод неудобен. Как объяснить маленькому, что слово «МАМА» складывается из «Арбузов» и «Молока». Нужно подключать параллельно букварь. Современные дети учатся достаточно быстро.
С использованием букваря
В этом случае, конечно, тоже присутствуют картинки. Но метод заключается в том, что буквы складываются в слоги, а слоги – в слова. По методу букваря обучались чтению все советские дети. Вопрос: «По какому букварю лучше учить?» не совсем корректен. Они все достаточно похожи. Хорошо если букварь не сразу представляет все гласные и согласные, а потом учит складывать из них слоги. Лучше если эти процессы идут параллельно, такое обучение более эффективно.
Лучший вариант, если используются и кубики с буквами и отдельные буквы (например, магнитные или вырезанные) и букварь.
Изучение целых слов или слогов
Существуют также методики изучения целых слов, кубики, обучающие запоминанию слогов, карточки, которые нужно показывать малышу с младенчества. Эти методы имеют место быть, но применение их в раннем возрасте не оправдано.
Мое мнение, что подобные методы создают слишком много проблем впоследствии в школе, потому что первоклассник не различает отдельных букв и звуков. Снова придется переучиваться. О том, как проще всего научить дошкольника читать дома и со скольких лет начинать учить, можно узнать здесь.
Иногда дети удивляют нас, проявляя большой интерес к чтению. Другие, наоборот, упорно не хотят учиться читать, считать, писать, мало проявляют интереса к новому. Не знаете, как заставить малыша учить буквы? Лучшим вариантом будет превратить все в игру. И в 3 года и в 6 лет дети любят играть. Даже если малыш не хочет учить буквы, не понимает, зачем это ему, в процессе интересной игры он усвоит необходимую информацию.
Книжки–помощницы
Когда родители регулярно читают своему чаду книжки с яркими картинками, приблизительно к двум годам у него начинает проявляться интерес к изображениям на бумаге. Изначально дети лишь слушают мамин голос и рассматривают рисунки. Затем начинают внимательнее присматриваться к «паучкам» буковкам.
Заметили такое поведение крохи, значит, пришло время покупать большую азбуку для самых маленьких и учиться грамоте. И помните, главное не то, как заставить ребёнка учить буквы, а правильно уловить момент и ненавязчиво превратить процесс обучения в игру.
Попросите малыша, чтобы он тоже показал на выученную букву пальчиком. Не получится в первый раз – не расстраивайтесь и не настаивайте. Рано или поздно у малыша всё выйдет, как надо.
Занятия по изучению букв лучше всего проводить утром, когда ребенок бодр и весел. Никогда не настаивайте на своем. Не хочет заниматься буквами, закапризничал, прекратите, займитесь чем-то другим. Каждый день, неделю учите новую букву, а знания, полученные в предыдущие дни, закрепляйте.
Игра заинтересует всех
Если карапуз не хочет учить буквы по книжке, придумайте для него какую-нибудь занимательную игру. Например, кубики, магнитики, поиск сокровищ. Как составлять слова из кубиков наверняка знают все. Вот и ребёнку будет так же интересно изучать буквы, складывая красочные кубики с картинками в знакомые слова. Читайте вместе с детьми, пусть они сами видят текст и картинки.
От игры «поиск клада» дети вообще в восторге. Почему не использовать их интерес к игре? Заранее сделайте из цветного картона большие яркие буквы и разместите их в разных уголках квартиры, пока малыш спит. Потом предложите ему найти по подсказкам игрушку или какое-нибудь лакомство, спрятанное в тайном месте. Переходя от одного предмета к другому, помогайте отыскивать буквы-подсказки, чётко произнося их, называя вместе слова, которые начинаются с этой буквы.
Малыш с удовольствием поддержит игру, с увлечением будет собирать картонные буквы, приближающие его к «сокровищу». Вот увидите, на завтра он сам попросит вас повторения «поиска клада». Будет вдвойне интереснее, если в игре примут участие другие детки, а не только мама.
И помните, насильно принуждать детей к чему-либо нельзя! Только приятные занятия и игры помогут освоить легко грамоту и не отобьют охоты к дальнейшему обучению. Вкладывайте в голову крохи необходимые знания мягко, без нажима и с огромным терпением. И чем больше читают малышу сами взрослые, тем охотнее он будет учиться читать, тем больше полюбит книжки. Кстати, сейчас можно заказать книгу сказок про собственного ребенка с 50% скидкой. Вот ссылка. Обязательно воспользуйтесь! огромный интерес ребенка гарантирован.
Вот на этом, пожалуй, все. А любите читать вы и ваши дети? Пишите в комментариях, делитесь статьей в соцсетях, если она вам понравилась.
С уважением, Мария Якушева
Автор:
Меня научила читать мама, когда мне было 5 лет. Своего сына я тоже научила в 4,5-5 лет. Не использовала никакие методики, просто часто читала при нем свои «взрослые» книги, постоянно читала ему на ночь сказки.
Так что, интерес к чтению у него был, как и часто читающая мама и куча книг дома. Причем, детские книги я составила на самую нижнюю полку шкафа, чтобы ему было легко достать их в любое время. Чем он и пользовался, часто доставал книги и разглядывал их.
Сама не знаю, как так получилось, но читать он научился не по слогам, а сразу «схватывает» весь текст целиком, достаточно глянуть всего один раз. Разумеется, это касается коротенького текста из двух-трех предложений (сыну всего 6 лет), например, один абзац от большого текста.
Что интересно, с английским (занимается полтора года) такая же ситуация, также схватывает все предложение целиком.
Не знаю, хорошо это или плохо.
Автор:
Наталья, а я думаю ничего плохого в этом нет. Просто все описанные
этапы у него прошли очень быстро и незаметно для вас. Сам «схватил на лету».
Автор:
А мы своего даже как-то не учили особо. Читали ему книжки вслух, а потом с удивлением обнаружили, что ребенок уже и сам читает.