Женщина может многое,
мама может все и еще чуть-чуть.

Новости

Добро пожаловать
на нашу страницу!

Проблемы современных школьников

Лого

Ребенок взрослеет и неизбежно приходит время обучения в школе. Большинство родителей провожают малыша в первый класс с радостным ожиданием. Что ждет маленького школьника? К чему нужно быть готовым родителям? Какие проблемы школьников затронут маленького ученика?

Оглавление

  1. Причины неуспеваемости в школе
  2. Основные проблемы физического здоровья школьников
  3. Социальные проблемы младших и старших школьников
  4. Требования учителей и школы
  5. Причины проблем по русскому языку

Первоклассник  попадает в большой коллектив, где нужно подчиняться достаточно жестким требованиям. Его собственные желания уже мало кого интересуют, кроме разве что родителей и близких родственников. Приходится столкнуться с огромным количеством трудностей и ограничений.

Первым эмоционально и физически особенно сложным периодом являются первые два класса начальной школы. Резко меняется режим. Значительно увеличивается время пребывания в статическом сидячем положении и уменьшается двигательная активность. Практика нынешней школы не предполагает движение на уроках. Учителя не умеют проводить занятия с использованием движений. Многие не умея быстро собрать внимание учеников, не позволяют не то, что встать и повернуться, а лишний раз ответить с места.

Выполнение совсем новых непривычных требований и увеличенная нагрузка часто становятся причиной возрастающей неуверенности и проблем со здоровьем ребенка. У младших школьников еще очень активно развивается скелет и нервная система. Чтобы социальная и физическая адаптация к школе прошла  максимально безболезненно родителям нужно организовать учебный процесс наиболее продуктивно.

  • Хорошее полноценное питание с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей.
  • Максимально сократить сидение за столом дома. Для этого придется научить маленького школьника делать задания максимально быстро и включать в приготовление домашних заданий физкультминутки. Это может быть несколько элементов физкультуры, помощь по дому, уход за домашним любимцем.
  • Возможно большее время прибывания на свежем воздухе. Нужно составить время дня таким образом, чтобы не меньше часа школьник мог погулять. Это может быть время по дороге из школы домой или после всех сделанных уроков, после кружка или тренировки.
  • Придется учить школьника распределять свое время правильно. После отдыха сначала делать сложное задание, под конец оставлять самое простое.
  • Объяснять и не раз, что требования в коллективе часто расходятся с его личными желаниями и потребностями. Нужно учиться уживаться с разными людьми даже когда они не нравятся или хотя бы не идти на открытые конфликт и не провоцировать его самому.
  • Кроме уроков нужно обязательно найти занятие по интересам. Это может быть спортивная секция, кружок, увлечение, разделенное с родителями или знакомыми. Очень хорошо если мальчишка будет ездить с отцом на рыбалку по выходным, а среди недели искать информацию и планировать будущую поездку. Помогать отцу с машиной тоже интересно, поучительно и очень сближает старшего и младшего мужчин.

Девочка может помогать маме в разведении цветов или вышивании картин. Все, что угодно, но ребенку, как и любому человеку, необходимо переключаться и заниматься тем, что нравится.

После окончания младшей школы начинается новый этап. Разные учителя по всем предметам и разные соответственно требования. Со всеми нужно учиться строить взаимоотношения. Потом начнется  подростковый кризис, который ныне еще совпадает у школьников с выбором профиля и подготовкой к ОГЭ и далее к ЕГЭ. Спокойствия в жизни все это тоже не добавляет.

Все это накладывается на проблемы с успеваемостью. Если в начальной школе ребенку активно помогают родители, то в средней и старшей школе их знаний может уже не хватать, да и времени на это уходит значительно больше. Учитывая все эти сложности нужно в самом начале позаботиться о хорошем фундаменте знаний. Для того, чтобы школьник хорошо успевал уже в младшей школе, родителям придется научить ребенка читать еще до школы и считать.

Современная школа рассчитана на детей приходящих в школу с определенным багажом знаний и умений. Можно с этим соглашаться или нет, возмущаться или смириться, но чтобы не создавать лишних проблем первокласснику родителям придется позаботиться о его обучении еще до поступления в первый класс.

Причины неуспеваемости в школе

  • Неподготовленность к обучению может быть следствием недостаточных знаний и умений, которые должны быть получены сейчас еще до школы. «Меня всему научили в школе» — такое утверждение родителей ныне не работает.
  • Неготовность к школе в силу возраста или индивидуальных особенностей развития. Один ребенок читает в четыре года, но физически еще не может долго сидеть или удерживать надолго произвольное внимание. Другой всех перерос, хорошо развит физически, но не имеет достаточных знаний, умений и навыком для обучения в школе. Иногда достаточно подождать пол- года и ребенок в первом классе избежит массы проблем.
  • Проблемы со здоровьем. Родители часто надеются, что как-нибудь все образуется, но это доставляет ребенку лишний стресс.
  • Проблемы с речью. Если вовремя не поставлены все звуки, это не только вызовет проблемы по русскому языку, но и станет предметом насмешек среди одноклассников.
  • Неумение налаживать взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
  • Проблемы, связанные с переживаниями, возникающие вне школы.
  • Неумение распределять физические и умственные нагрузки в течение дня.
  • Неразвитое абстрактное мышление. Часто эта причина относится к возрасту младшей школы. Непонимание же в это время постепенно нарастает как снежный ком и дает проблемы в обучении в более старшем возрасте.

Все эти причины, как по одной, так и в комплексе подрывают уверенность ученика в своих силах и приводят к его неуверенности в целом.

Основные проблемы физического здоровья школьников

  • Много часов в сидячем положении и недостаток двигательной активности не способствуют правильному развитию костно-мышечной системы.
  • Неправильная осанка и много часов занятий при электрическом свете создают слишком большую нагрузку на глаза. Уже в младшей школе начинает портиться зрение, к старшим классам количество учеников с плохим зрением возрастает.
  • Слишком большое время, проводимое в школе и невозможность питаться при этом правильно приводят к нарушениям  в пищеварительной системе. Школьные обеды проблему не решают, да и не все из них дети едят. А если задержали на уроке, то и вовсе не успевают. Начинается покупка сникерсов и чипсов. Нужно ли говорить, что такое питание совсем неполезно.
  • Много учебников и большое количество предметов в день делают портфели поистине неподъемными. К ним еще добавляется сменка, форма по физкультуре, сумка с принадлежностями по рисованию или черчению. Даже взрослому все это тяжело поднять. Ученики, которые согласны мириться с двойками просто не берут весь комплект учебников и формы. Их школьный день легче, даже выраженная в килограммах.

Социальные проблемы младших и старших школьников

Как бы не пыталась наша школа с помощью формы уравнять учеников, выглядят такие потуги смешно и бездарно. Дети общаются между собой и прекрасно видят и знают, что имеют и на что могут рассчитывать их одноклассники.

Но на финансовых возможностях родителей не заканчиваются социальные проблемы. Современные школьники в силу возросшей информативности, изменения после реформ в образовании отличаются большей неуверенностью, тревожностью и неумением, нежеланием принимать решения, запоминать большие объемы знаний. Зачем? Ведь все можно скачать из интернета.

Сама школа с ее тестами закладывает привычку не приходить в ходе рассуждений к правильному ответу, а угадывать или выбирать из предложенных вариантов. И отражается это не только на самих уроках. Так ученики пытаются строить саму свою жизнь. И родителям придется приложить максимум усилий, чтобы переломить это нежелание приобретать новые знания и применять их в жизни.

Школьная жизнь, перегруженная уроками и домашними заданиями, добавляет проблем. Старшие школьники часто физически не могут выполнить заданный объем. Перед ними встает дилемма: не делать урок совсем и получить плохую оценку, но освободить время для своих интересов и общения или постараться сделать все, но не успеть и все равно получить плохую оценку, да еще и лишить себя общения с друзьями и ничем не заниматься кроме уроков.

Пока сын учился в 8-9 классе у нас учительница физики умудрялась на следующий день задавать 60 задач. Предполагалось, что так она их готовит к экзаменам. Другие учителя тоже не отставали. Я однажды села и подсчитала, сколько должен времени затратить человек, который изначально знает все решение и должен просто записать все по всем предметам. Оказалось, что суток для этого просто не хватит. И это без учета сна, еды и посещения школы. Так стоит ли пытаться?

Свои подсчеты я принесла на родительское собрание. Учителей это нисколько не смутило. Ответ был один: «им же ОГЭ сдавать». И что? Если человек понимает, ему достаточно для закрепления решить 3-4 задачи, не понимает – шестьдесят не помогут. Вот такая счастливая школьная жизнь.

Современные учителя превратились в своем большинстве в предметников. Но и свой предмет часто они преподать доходчиво не могут и не хотят. Все это компенсируется заданными на дом ученикам докладами и презентациями. По-умолчанию считается, что у всех дома есть мощный компьютер, цветной принтер и 48 часов свободного времени, которое нечем занять.

Все это накладывается на требование администрации к учителям по максимуму использовать информационные технологии. Сама же школа, пытаясь сэкономить, не обладает для этого необходимыми ресурсами и знающими сотрудниками.

В результате мы имеем взвинчинных учителей, которые не успевают вести уроки и учеников, которые не успевают эти уроки освоить и сделать, а впоследствии и не хотят. Так увеличивается количество неуспевающих  и трудных учеников, которым вполне по силам освоить программу.

Требования учителей и школы

Если раньше требования школы сводились к тому, что «ты делаешь все уроки сам, если не получается — обратись к учителю, он тебе объяснит», то теперь все стало проще «делаешь дома с родителями, учитель проверит». Доходит до смешного. Во втором классе сыну задали рисунок. Нарисовал. На следующий день приходит из школы. В дневнике стоит тройка с пояснением «не видно руки взрослого».

Требования к поступающим в школу изменились, хотя и негласно. Не умеющего читать малыша примут в первый класс. Только часов, чтобы учить в школе читать, особенно не предусмотрено. Первокласснику придется не только осваивать программу, но и нагонять дома обучение чтению, чтобы достичь определенной скорости. А это очень сложно. Сложно и ученику и родителям. Именно на них ложится обязанность по приобщению к чтению, обучению и тренировке навыков чтения. Вывод: учить чтению нужно еще до школы.

Изучение иностранного языка во многих школах начинается теперь с 1-2 класса. Вся программа построена так, что ребенок может ее освоить только с помощью взрослого (читай: дома с родителями). Не все родители знают язык в той мере, чтобы научить. Позиция школы и здесь проста: не можете, пусть ходит на дополнительные занятия. Дополнительные занятия теперь оплачиваются учителям, как и уроки. Поэтому учителя заинтересованы в дополнительных часах в виде занятий после уроков.

Увеличилось количество неработающих мам и родителей работающих посменно.  Результат — снижение самостоятельности детей. Нежелание принимать собственные решения, планировать собственное время. Школа тоже делает ставку на большое внимание родителей к школьной программе.

Большое количество учебников и недостаток цензуры их содержания приводит к большому количеству ошибок. А ведь по ним учатся наши дети. В учебнике географии, по которому учились в классе сына, долготу перепутали с широтой. В результате контрольная написана всем классом на двойки, кроме двух учеников, где родители проверяли домашнее задание.

В учебнике истории за 9 класс шедевры почти в каждом параграфе. Не проверять, что там написано, значит, заведомо ученик получит неверные знания.

В подростковом возрасте проверка домашних заданий родителями вызывает часто еще и дополнительные конфликты. Как их преодолеть родителям придется решать самим.

При таком способе обучения, когда вмешательство родителей «должно быть» максимально, а инициатива детей минимальна о мотивации, говорить не приходится. Школьники плохо представляют,  для чего они получают те или иные знания. Не видят дальнейшей цели в учебе.

На родительских собраниях часто звучит не «Саша выиграл олимпиаду» или «Даша прекрасно сделала работу», а «Вы с Сашей выиграли» и «вы с Дашей сделали». Больше хвалят родителей, чем ученика. Ругают тоже родителей, что недостаточно уделили внимание.

Еще одна глобальная проблема современной школы: недостаточные знания по русскому языку.

Причины проблем по русскому языку

  1. Логопедические проблемы детей, приходящих в начальную школу
  2. Уменьшение количества часов уроков русского языка и литературы
  3. Повышение количества учеников в классе других национальностей, для которых русский язык не является родным

Во всех случаях сложности с русским языком не заставляют себя ждать. Хорошо если повезет с учителем. А если нет?

Все проблемы школы  и самого школьника приводят не только к плохим оценкам, но и неуверенности в себе и в своих возможностях. Чтобы дети пришли к выпускным экзаменам уверенными в своих силах, родителям придется очень постараться. Придется помочь своему школьнику научиться получать знания и ладить с людьми. И лучший способ этого добиться — выстроить доверительные отношения со своим ребенком.

Проблемы у школьников сегодня разные и их много. А какие проблемы возникали у вашего ребенка в школе и как вы их с ним решали?

На этом все. До новых встреч, на страницах блога Маривлада.

Комментарии

27.11.2017 | 22:05

Автор:

Мария
Ответить

Ирина, проблемы наверно будут всегда. Современная школа сама по себе проблема и для учеников, и для учителей. Наша задача как родителей помочь ребенку достойно находить выход из трудных ситуаций. Тогда все будет хорошо!

28.11.2017 | 06:33

Автор:

Олли
Ответить

Ой, бедные дети, столько нагрузок сейчас и половина ведь не имеет смысла и пользы. Особенно меня раздражают вот эти «проекты» :( считается, наверное, что дети получают знания, пока пишут их, но в итоге всё просто скачивается из Интернета, распечатывается и сдаётся. Нас в школе хотя бы заставляли переписывать рефераты от руки, чтобы мы в процессе письма хоть что-то запоминали.

60 задач по физике — это вообще за гранью, я считаю :( Для таких учителей, наверное, в аду есть отдельная сковородка :)

    28.11.2017 | 11:57

    Автор:

    Мария
    Ответить

    Самое обидное во все этом, что знаний у детей не прибавляется. Наоборот — в голове полная каша. И только от самих родителей зависит какие знания получат дети и какое образование получат.

28.11.2017 | 20:29

Автор:

Лена
Ответить

С ужасом жду того времени, когда дети подрастут, и придёт школьная пора. Сколько проблем добавится, и нервов... Понимаю, что все через это проходят, но всё равно очень не хочется))

    28.11.2017 | 20:40

    Автор:

    Мария
    Ответить

    Лена, сочувствую... Мой второй год учится в колледже, а я до сих пор не могу вспоминать спокойно последние три года. Поняла одно, не смотря на школьные требования у ребенка должно быть свободное время и любимые занятия. А с помощью родителей дети все преодолеют. Только нужно сразу вставать на сторону ребенка, а не учителя, администрации и проч.

28.11.2017 | 22:10

Автор:

Анастасия
Ответить

Очень печально. Но становится еще печальнее, что в нынешних условиях невозможны перемены к лучшему.

А статья все фиксирует верно. Спасибо!

29.11.2017 | 12:47

Автор:

Ольга
Ответить

У нас начальная школа прошла тяжело((( Дочка с синдромом дефицита внимания не могла высиживать уроки. Хорошо, учительница попалась понимающая и терпеливая, разрешала ей иногда выходить в коридор или посидеть под партой для разнообразия)) Сейчас она в 6-ом классе и все более-менее наладилось — она почти отличница и в школу меня перестали вызывать наконец-то.

29.11.2017 | 15:34

Автор:

Ольга
Ответить

Мне кажется нам было проще учиться. Не было так много лишней информации, загруженности и требования совсем другие.

    29.11.2017 | 18:17

    Автор:

    Мария
    Ответить

    Знаете, Ольга, когда я вспоминаю времена школы моего детства, то конечно лишнего всякого хватало. Все эти политинформации, пионерские линейки и прочее. Но учителя. кто хуже, кто лучше давали нам знания. Объясняли, когда непонятно было. Кто хотел, тот учился. Мои родители толком даже не знали, что мы проходим сейчас. А сейчас, хочешь, чтобы были знания — занимайся помимо школы.

      02.12.2017 | 02:25

      Автор:

      Людмила
      Ответить

      Согласна с Вами Мария, что современным школьникам нужна постоянная помощь в домашних условиях, они просто не успевают освоить материал на уроках. И если родители сами не справляются, то часто нанимают репетиторов, в качестве которых работают те же школьные учителя. Так может быть это делается специально? :lol:

        02.12.2017 | 12:24

        Автор:

        Мария
        Ответить

        Думаю так оно и есть. Во всяком случае, не понимать, что происходит учителя не могут.

29.11.2017 | 23:25

Автор:

Галина
Ответить

Про руку взрослого в рисунке очень понравилось. Если к перечисленным трудностям добавить ещё и нежелание учителей работать в школе, то ситуация в современном образовании выглядит печальной. Самое печальное не то, что информация избыточна, а то, что она бессистемна. Забивая мозги, мало развивает.

30.11.2017 | 22:33

Автор:

Елена
Ответить

Сегодня у школьников проблем много. Они много времени проводят за гаджетами, вместо того, чтобы активно проводить досуг. Кроме того, не всегда правильно питаются, ведь в школах есть буфеты, где продаются булки, сухарики, чипсы и многое другое.

01.12.2017 | 13:30

Автор:

Елена
Ответить

Да, я сочувствую сегодняшним детям и их родителям. Уже не говорю про себя, но даже своих детей вспоминаю, было легче, причём всем. А сейчас тяжело и детям и родителям, а есть ли в этом смысл...

    01.12.2017 | 14:00

    Автор:

    Мария
    Ответить

    Елена, в том-то и дело, что смысла нет. Было бы не обидно, если бы дети стали при этом более знающими и подготовленными, а получается-то как раз наоборот.

02.12.2017 | 15:43

Автор:

Алена
Ответить

У нас некоторые родители решают проблемы школы путем перевода деток на домашнее обучение.

    02.12.2017 | 19:02

    Автор:

    Мария
    Ответить

    У меня тоже был такой опыт, когда ребенок ходил во второй класс. До сих пор не знаю правильно ли не настояла на дальнейшем домашнем обучении или нет. В школу сын ходил «потусоваться». Думаю мого времени и нервов бы съэкономили. С другой стороны, он научился отвечать хамам и отстаивать свое не последнее место в классе. И все же с большой радостью он распрощался со школой.

02.12.2017 | 20:45

Автор:

Мария
Ответить

Согласна Таисия. Эту нервозность насаждают сами учителя. Поэтому дома постоянно приходится объяснять, что ничего страшного нет и повода нервничать тоже. Нужно просто спокойно подготовиться, пойти и сдать. А то, когда мой сын сдавал, некоторые не дожидаясь экзамена падали в обморок.

02.12.2017 | 21:37

Автор:

Галина
Ответить

Мне не нравится обучение в наших современных школах и с каждым годом проблем становится все больше и больше. Многие знакомые обучают детей дома.

    02.12.2017 | 22:20

    Автор:

    Мария
    Ответить

    Знаете, Галина, я начинаю думать, что это далеко не худший вариант.

02.12.2017 | 22:48

Автор:

Viktoria
Ответить

Помню в моей школе (много лет назад), в течении урока проводились разминки. Мы вставали, чтобы потопать ножками под веселый стишок или делали пальчиковую разминку. На сегодняшний день не знаю если подобное существует. В лицее моего сына подобного нет, но они делают хороший упор на физкультуру и пребывание на свежем воздухе. С образовательным аспектом у нас все отлично, а вы правильно написали, что «всему научат в школе» точно не работает. Сегодня при приеме такие требования, что возникает вопрос «неужели нужно начинать обучать с пеленок?»

В домашних заданиях и их объемах, у нас с этого года (3-й класс), практикуют запись всей домашки в дневник на неделю. Оказывается это так удобно! В понедельник дети записывают всё, что они должны выполнить с понедельника по пятницу. Каждый может работать в своем режиме. Если запланированы мероприятия (день рождения, посещение театра, развивающий кружок), то можно выполнить домашнюю работу заранее и освободить нужный вечер. А можно сделать всё за пару дней и отдыхать оставшиеся дни недели. :-)

    02.12.2017 | 22:56

    Автор:

    Мария
    Ответить

    Виктория вы правы, запись домашних занятий на неделю действительно очень удобна. Жаль, что это мало, где практикуют. Хорошо, что много физкультуры. А то у нас даже это доводили до абсурда. Когда ребенок поступал в школу, она была школой «здоровья». Первоклашек при температуре 10 градусов выводили в одних футболках на улицу, а день здоровья устраивался при минус двадцати восьми и сильном ветре. Зато лыжный забег пройден, галочка поставлена. На следующий день в классе остается несколько человек, те кто не посетил. Закончилось это только, когда нашу школу присоединили к гимназии. Там директор оказалась очень адекватной женщиной.

05.12.2017 | 00:29

Автор:

Надежда
Ответить

по мне, так участие семьи в процессе преодоления школьных трудностей — надежная мощная поддержка!

08.12.2017 | 09:06

Автор:

Юлия
Ответить

Мы еще пока в сад ходим, но уже ощущаем, что в школе информационная нагрузка будет ого-го! Уже сейчас в 4 года дети учатся читать и писать. Хотя сами мы учились этому только в первом классе.

09.12.2017 | 18:07

Автор:

Нина
Ответить

А мне очень больно приходится сейчас за 3го своего ребенка который учится в 5кл. У него тяжелое заболевание головного мозга, сидит на сильных препаратах, которые подавляют деятельность гол.мозга, а отменять нельзя ни в коем случае. Мне надоело уже ходить в школу через день и объяснять учителям, что ребенок болен и сидит на лекарствах. Поэтому он не в состоянии многого выполнять что они с него требуют наравне со всеми...У многих действительно такая политика, что неуспевает значить мама плохо с ним работала... Мне даже прямо сказали, нам все равно даже справку принесете что ему по состоянию здоровья нужна др программа. Спрашивать с него будут наравне с другими, так как нет у них такой возможности уделять индивидуальное внимание... Вот и незнаешь как жить в таких условиях. Ребенок-ходит, а это значит что надомное обучение не предусмотрено.

    09.12.2017 | 18:23

    Автор:

    Мария
    Ответить

    Нина, вы узнайте поподробнее. Есть надомное обучение, а есть то ли семейное, то ли домашнее. Одно требует справки от врачей, а другое возможно только с вашего письменного заявления. Дело в том, что таким образом я снимала ребенка со школы на целый год в начальной школе. Стоит ли мучить ребенка, если можно спокойно обучать дома? В школе это обучение не любят и вам ничего о нем не скажут. Это принято в школах совершенно официально, может правда не во всех.

      09.12.2017 | 23:04

      Автор:

      Нина
      Ответить

      Мария думаете я никуда не ходила?))да мы везде уже из ездили, и каждые два месяца понову всех врачей проходим, чтобы и лекарства подобрать такие которые, которые бы действительно видно было помогли... Справки есть, все есть. Первый год начальной школы мы дома обучались. Потом в обычную начальную школу перевели. Но там хоть я меньше переживала-учительница хорошая была, за него душой болела и переживала, и наверное много ему дозволяла... А как в старшую школу пошли, так кашмар начался... На селе есть дети которые занимаются индивидуально надомно... Но! Возят родители таких детей тоже в школу... А моему говоришь, что также придется скоро заниматься, так он с плачем ни в какую не хочет отдельно заниматься... Очень много сложностей... Наш невролог говорит, что нужна ему др программа, но чтобы ходил со всеми детьми.Оценки будут ставить при этом например вместо 2-3...Как бы завышать. А директор говорит, такого они позволить не могут... Вот и все. Конечно, если психиатр поставит ему диагноз- умственную отсталость или дибильность могут и надомное оформить, буду водить его в школу за 3 км туда и обратно... Но с психикой у него все хорошо, в принципе он такой же ребёнок как и все-бегает играет... Но вот только в обучении сильно медлительный и заторможенный и всему виной эти лекарства. И без них никуда.

        10.12.2017 | 13:46

        Автор:

        Мария
        Ответить

        Нина, ответила вам в форму «контакты» на вашем блоге. Современная школа больше для учителей, а не для учеников. Остальное только слова. А нам родителям приходится либо мириться с этим, либо бороться. Для наших детей лучше второе.

06.01.2018 | 00:17

Автор:

Татьяна
Ответить

Да — проблем у современных школьников больше, чем у топ- менеджеров трансконтинентальных корпораций. Как только они, бедные, выдерживают все это.

    06.01.2018 | 17:12

    Автор:

    Мария
    Ответить

    По-моему, они просто перестают их решать. «Забивают» на все.

Добавить комментарий

:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1: :smile2: :smile3: :smile4: :smile5: :smile6: :smile7:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных, рассылку и принимаете политику конфиденциальности